Художественное стеклоделие Западной Европы

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛОДЕЛИЕ
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII-XVIII вв.





Новости

 
 


Англия - керамика, фаянс, фарфор, хрусталь

Развитие художественной керамики в Англии начинается позже, чем в других странах Европы. В то время как в Италии расцвет производства фаянсов был уже позади, а Руан, Невер и Дельфт вступали в период подъема, в Англии производились лишь простые глиняные сосуды и изразцы. Начиная с середины XVII века появляются глазурованные сосуды с довольно примитивной росписью. Многие из них подписаны именем Томаса Тофта, по-видимому, владельца мастерской в Стаффордшире. С 1671 года Джон Дуайт из Фулгема налаживает изготовление сосудов, похожих на немецкую глиняную керамику. Его мастерская послужила основой для расцвета этой отрасли художественного ремесла в дальнейшем. Причиной быстрого, хотя и несколько запоздалого успеха английских керамистов были, в первую очередь, упорные поиски, направленные на совершенствование массы и процесса производства. На протяжении второй половины XVII века делаются попытки создать прочный, но легкий и тонкий фаянс, способный заменить восточный фарфор. В конце столетия значительным керамическим центром становится Стаффордшир.

Новый сорт стекла – английский хрусталь

Англия - рюмка стеклянная Хотя в стекольных мастерских Англии еще работали преимущественно приезжие мастера, а изделия повторяли, как и в XVI веке, формы и декор венецианских сосудов, именно в Англии в последней четверти XVII века был получен способ изготовления хрусталя. Открытие это имело огромное значение для дальнейшего развития европейского стеклоделия. Английские стеклоплавильные печи XVII века начинают работать на каменном угле, для предохранения стеклянной массы от копоти ее приходилось плавить в закрытых тиглях. Чтобы увеличить плавкость массы, в нее стали прибавлять свинец. Это новшество позволило получить новый сорт стекла - английский хрусталь, более тяжелый, но обладающий чистотой и прозрачностью. Расцвет английского стеклоделия, вызванный этим техническим достижением, начинается в XVIII веке. XVII век в развитии прикладного искусства Англии явился подготовительным периодом. Только во второй половине столетия преодолеваются иноземные влияния, начинает отчетливо формироваться национальная художественная школа и в области художественного ремесла все яснее проявляются черты, характерные именно для Англии. Многообразные заимствования, преломляясь сквозь призму местных условий, приводят к созданию стиля, отмеченного стремлением к логичности, практичности и удобству.

Стаффордшир – старейший керамический центр Англии

Развитие художественной керамики в начале XVIII века связано со старейшим керамическим центром Англии - Стаффордширом, где в избытке находились разнообразные глины, леса давали дешевое топливо, а реки - возможность удобной транспортировки готовых изделий. В конце XVII века голландские керамисты из Дельфта, братья Эйлерс, обосновались в Брандвелле, переманив рабочих Дуайта из Фулгема. Эйлерсы производили сосуды из красной неглазурованной глины, подражая в форме и декоре китайским образцам и даже иногда ставя на свои изделия китайские марки. Сосуды, главным образом чайные сервизы, выполнялись на гончарном круге и украшались лепным орнаментом. Эйлерсы делали также керамику из черной глины, имитируя базальт. Строго охраняя свои секреты, Эйлерсы пользовались, по преданию, трудом умалишенных, ограждая себя таким образом от разглашения производственных тайн. Но и это не привело к желаемым результатам. Керамисты из Шелтона Джон Эстбери и Джозуа Туайфорд притворились безумными и, проникнув на фабрику Эйлерсов, сумели выведать их секреты.

Керамика Эстбери. Керамика из светлой глины

В 1725 году Джон Эстбери и его сын Томас основывают мануфактуру в Нью-Фентоне, где начинают производить по образцу Эйлерсов красную неглазурованную керамику, а затем налаживают производство покрытых свинцовой глазурью сосудов из керамической массы красного, песочно-желтого и коричневого цветов, названных «керамикой Эстбери». Свои сосуды Эстбери украшали рельефными цветами и листьями из белой глины. Очевидно, они изобрели и каменную массу желтоватого цвета, так называемый фаянс цвета сливок. В 1740-х годах появляются изделия, расписанные разноцветными эмалями, полученными в результате муфельного обжига, а также вещи из синей каменной массы с орнаментом, выполненным белой оловянной эмалью. Употребление металлических и алебастровых форм придавало английской керамике конца XVII - начала XVIII века известную сухость, но около 1750 года Ральф Даниэль, побывавший во Франции, вводит в употребление гипсовые формы, которые сообщают рельефному декору некоторую расплывчатость и большую мягкость. Эйлерсы, как и Эстбери, а следуя их примеру, и другие гончары Стаффордшира наладили также производство керамики из светлой глины, покрытой прочной соляной глазурью. Но вещи эти очень трудно атрибутировать, так как по форме и декору они имеют много общего. После длительного периода расцвета, с 1720 по 1780 годы, производство керамики с соляной глазурью в Стаффордшире, не выдержав конкуренции фаянсов Веджвуда, начинает приходить в упадок и к концу XVIII века прекращается.

Изобретение «агатовых»масс

Англия - чайник из агатовой массы Значительную роль в развитии английской керамики играл керамист Томас Уайлдон. На своей фабрике в Литтль Фентоне, пережившей период расцвета в 1740-1780-е годы, он добился ряда усовершенствований керамических масс. Так, с помощью талантливых сотрудников, среди которых был с 1754 по 1759 год и Джозайя Веджвуд, Уайлдон начал производить тонкий фаянс «цвета сливок», но прославился главным образом изобретением «агатовых» масс, имитировавших цветной камень. Агатовая масса была «сплошной», сделанной из смешанных вместе слоев цветной глины или «черепаховой». Декоративный эффект последней получался при помощи нанесения на поверхность сосуда из фаянса цвета сливок разноцветных полив, имитировавших рисунок цветного мрамора. Джозайя Веджвуд, с именем которого связан кульминационный период расцвета английской керамики, родился в 1730 году в Берслеме в семье потомственных керамистов. После долгих лет ученичества и работы в качестве компаньона фирм Харрисона и Олдерси и Уалдона он основывает в 1759 году завод в Айвихауз, а десять лет спустя в городе Сток на Тренте открывает завод «Этрурия».

Завод «Этрурия» - успех фаянса «цвета сливок»

Англия - миска фаянсовая из сервиза Зеленой лягушки Размах производства «Этрурия» был очень велик. Веджвуд с успехом продолжал поиски новых масс и с большим мастерством изготовлял разнообразную, очень изящную по форме посуду из тонкого фаянса цвета сливок с расписанным и печатным орнаментом. К лучшим образцам фаянса цвета сливок относится знаменитый сервиз «Зеленой лягушки», заказанный в 1773-1774 годах Екатериной П. Исполненный в период формирования классицизма, сервиз еще сохраняет пластичность форм, свойственную изделиям середины века. Лишь некоторая строгость контуров, удивительное чувство меры в распределении декора и скромный стилизованный антикизирующий орнамент говорят о появлении нового стиля. На многочисленных предметах, входящих в сервиз, коричневым цветом в тонкой графической манере написаны архитектурные памятники и пейзажи Англии. Предназначенный для Чесменского дворца, находившегося в местности, названной «лягушачьим болотом», сервиз украшен шуточным девизом - изображением зеленой лягушки, заключенной в гербовый щиток. Крышки ряда предметов дополнены скульптурными группами аллегорического содержания. Большой тонкостью отмечено и колористическое решение сервиза - сочетание светлого фона с коричневой и зеленой росписью.

Завод «Этрурия» - слава изделий из черной «базальтовой» массы

Особую славу принесли Веджвуду изделия из черной «базальтовой» массы, имитировавшие античную керамику. В 1775 году была изобретена похожая на фарфор яшмовая масса, окрашенная целиком или только по верхнему слою окислами металлов в синий, голубой, сиреневый, оливковый, розовый, черный или желтый цвет. Изделия из «яшмовой массы», декорированные тонко моделированными рельефами в античном стиле из белого неокрашенного теста, имели огромный успех. Из этого материала формовались декоративные вазы, плакетки для украшения мебели, медальоны с рельефными портретами знаменитых людей и античными сюжетами по моделям скульптора Уильяма Хейквуда. Яшмовая масса употреблялась и для изготовления бытовой посуды, а также оправленных в золото и серебро серег, брошей, ожерелий.

Поиск новых форм: приход к классицизму

Англия - ваза яшмовой массы Кроме поисков керамических масс Веджвуд работал над созданием новых форм сосудов. Изучая памятники античного искусства и античную керамику, заимствуя среди них образы для своих изделий, он явился одним из создателей стиля классицизма в керамике. «Этрурия» была подлинной школой не только английских керамистов, но влияла на развитие керамики других европейских стран. Изделия Веджвуда находили себе подражания и на континенте, в частности на Севрской мануфактуре. В конце XVIII и на всем протяжении XIX столетия многочисленные фабрики Англии имитировали изделия Веджвуда, нередко утрачивая собственную индивидуальность и заимствуя готовые формы. Свойственное Англии в эпоху промышленного переворота стремление к совершенствованию производства и созданию более дешевых механизированных приемов декорировки изделий привело к появлению способа перевода на посуду гравюр под глазурью. Изображение могло быть одноцветным или полихромным. Печатными гравюрами украшались разнообразные сосуды и изразцы. Несмотря на господство классицизма, изделия эти несколько огрубленно повторяли формы стиля рококо, украшались большей частью пейзажами и китайскими сюжетами.

Разновидность мягкого фарфора – костяной английский фарфор

Англия - тарелка фарфоровая Широкое распространение фаянсового производства задерживало в Англии развитие фарфоровой промышленности. Однако попытки открыть секрет получения фарфора делались уже в конце XVII века, хотя наладить его изготовление англичанам удалось лишь в 1740-х годах. Так же как и во Франции, это был мягкий фарфор. Стремясь усовершенствовать его состав, в Англии вскоре начали производить новую разновидность фарфора, так называемый костяной. В состав его входило некоторое количество каолина и пережженная кость. Костяной фарфор также обладал основным свойством мягкого фарфора - легкоплавкостью глазури, которая при обжиге сплавлялась с красками и придавала им глубину и яркость тона. Самыми ранними предприятиями, производившими фарфор, были заводы в Бау (с 1744), в Челси (с 1745) и в Вустере (с 1751). Первые несложные по форме изделия повторяли роспись китайского фарфора. Затем появляется стремление подражать формам и росписи изделий Мейссенской и Севрской мануфактур. Вещи этого периода уже отмечены чертами стиля рококо. Так же как и в Севре, в Челси, Бау и Вустере были распространены цветные фоны: синий в Вустере, красно-малиновый в Челси. Излюбленными мотивами росписи английских заводов этого периода были изображения цветов и экзотических птиц. Пластика английских заводов отличалась большим разнообразием: фигуры и группы бытового и мифологического характера, аллегории, изображения персонажей английской литературы, знаменитых актеров, писателей. Особым типом английской пластики являются так называемые «боскетные группы» - кавалеры и дамы, изображенные на фоне цветущих кустов и деревьев.

Популярность английских фарфоровых вещиц

Англия - игольник и флакон Специальностью английских заводов было производство мелких вещиц бытового назначения - флакончиков, футляров для маникюрных принадлежностей, игольников, табакерок, мушечниц, печаток. Большинство этих изделий было скомпоновано с большой выдумкой в виде фигурок людей и животных, букетов, овощей и фруктов и тонко промоделированы. Подобные вещи пользовались особой популярностью на континенте. В 1756 году основывается завод в Дерби, во главе его стоит керамист Уильям Дьюсбери. Стремясь расширить свое производство, он приобретает в 1770 году завод в Челси, а в 1776 году - в Бау. В последней четверти XVIII века формы и роспись английского фарфора становятся строже, в них заметны черты классицизма, наряду с цветочной росписью появляются пейзажные мотивы, написанные одним тоном. Первый завод твердого фарфора был открыт в Плимуте около 1760 года. Он принадлежал сначала керамисту Уильяму Кукуорси, несколько позже бристольскому купцу Ричарду Чемпиону, а затем перешел к Стаффордширской гончарной компании, перенесшей завод в 1781 году в Нью-Холл в Шелтоне. Продукция этого предприятия в основном подражала изделиям Мейссена и Севра - посуде и пластике.

Английский хрусталь: алмазная грань

Англия - рюмка стеклянная XVIII век был отмечен развитием художественного стеклоделия, обусловленным в первую очередь открытием способа получения хрусталя. Из этого богатого декоративными возможностями материала уже в конце XVII и в первой половине XVIII века производилась посуда, преимущественно бокалы и люстры. Бокалы для вина, пива, ликерные рюмки сначала имели ножки в виде балясин, но затем начинают преобладать прямые круглые ножки с пропущенной нитью молочного стекла или полые внутри, и лишь к 1760-м годам появляются граненые. Верхняя часть бокала цилиндрической формы или в виде перевернутого колокола украшалась гравированным растительным узором, изображением бабочек, а также различных эмблем и корабликов. К концу XVIII века основание ножки приобретает квадратную форму. Так как стекло в Англии облагалось налогом, пропорциональным его весу, то, чтобы облегчить его, стали применять алмазную грань, - прием, позволивший выявить одно из основных декоративных качеств хрусталя - способность преломлять лучи. Уже к середине XVIII века английский хрусталь завоевывает известность не только в своей стране, но и на континенте. Из Лондона производство стекла распространяется по всей стране. Бристоль и Нейлси славились так называемым молочным стеклом, из него делалась посуда, а также лампы и вазы, расписанные эмалевыми красками.



4
Copyright © 2007 - 2017 Steklio фарфор - керамика - хрусталь