Художественное стеклоделие Западной Европы

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛОДЕЛИЕ
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII-XVIII вв.





Новости

 
 


Германия - керамика, фаянс, фарфор, стекло

Производство стекла в Германии в эпоху Возрождения развивалось по двум направлениям. С одной стороны, пытались изготавливать стекло, подражающее венецианскому, с другой - следовали существовавшим местным традициям. В лесистых местностях, в том числе в Богемии (Чехии, входившей тогда в состав Германии), варили стекло не содовое, как в Венеции, а поташное, полученное на основе древесной золы. Наиболее значительные мастерские, выпускавшие изделия типа венецианских, возникли в конце XVI века в Касселе и в начале XVII - в Кельне. Но немецкие стеклоделы не могли достичь совершенства итальянских мастеров, хотя переманивали специалистов и ездили учиться в Италию. В Шлезвиге, Южной Богемии, Кельне выделывали филигранное стекло, значительно уступавшее по качеству венецианскому. К тому же филигранная нить употреблялась в XVII веке уже редко, лишь для оформления ножек бокалов и шишки на крышках. Чаще всего немецкие изделия венецианского типа в XVII веке украшались лепными деталями, располагавшимися на ножках бокалов, на ручках, а также рядами нитей, опоясывавшими тулова сосудов, но этот несколько примитивный способ скорее напоминал приемы, распространенные в народном стеклоделии.

Оригинальность немецких стеклянных изделий

Германия - стопа зеленого стекла с росписью Зато стеклянные изделия местного типа были вполне оригинальны. Уже в ХV и ХVI веках появились вещи из зеленого стекла - цилиндрические стопы, а также своеобразной формы бокалы с круглой или яйцевидной чашей, переходящей в толстую ножку с коническим основанием (так называемые рёмеры). Декор состоял из лепных шишек, покрывавших всю поверхность высоких стоп и располагавшихся на ножках бокалов. В ХVII веке лепные наросты принимают форму, напоминающую ягоды малины. Со второй половины предыдущего столетия широко применяется роспись эмалевыми красками. На высоких цилиндрических стопах можно увидеть гербы заказчиков, портреты курфюрстов, сюжетные композиции на библейские темы, геральдических орлов. Изображения обычно сопровождались надписями и датой. Подобные сосуды назывались видеркомами (wiederkommen - возвращаться) и во время празднеств играли роль круговой чаши. В художественном и техническом отношениях выше других расписанных эмалью сосудов являются выполнявшиеся для саксонского придворного винного погреба стаканы цилиндрической формы с изображением саксонско-польского герба и инициалов курфюрстов. Датируются они 1604-1720 годами. Сначала эти вещи привозились из Южной и Средней Германии, затем их производство было налажено на королевской мануфактуре в Дрездене. Значительный интерес представляют также стеклянные сосуды с миниатюрной росписью полихромной или исполненной черной и серой красками. Их выделывал, в частности, мастер витражей Иоганн Шапер из Харбурга (работал с 1640 по 1670 г. в Нюрнберге). Изображались пейзажи и жанровые сцены. Иногда на таких сосудах встречается серебро и позолота.

Новинка – сосуды из прозрачного бесцветного стекла с резным орнаментом

Стимулом для дальнейшего развития европейского и в том числе немецкого стеклоделия явилось важное техническое открытие, сделанное в начале ХVII века чешскими мастерами, которые нашли способ получения более чистого и прозрачного стекла путем прибавления к поташному стеклу извести. Наряду с сосудами, расписанными эмалевыми красками, появились и вскоре получили всеобщее признание изделия нового типа. Сосуды из бесцветного прозрачного стекла, более толстого и массивного, чем венецианское, стали украшать резным орнаментом - техника, применявшаяся и достигшая совершенства еще в ХVI веке при декорировке итальянских и немецких сосудов из горного хрусталя. Резьба на стекле, как и горном хрустале, бывала рельефной, с выпуклым орнаментом, и углубленной - с вдавленным орнаментом. Кроме резьбы в этот период толстостенное стекло начинают украшать гранением. Если в Венеции форма сосудов получалась сразу выдуванием из расплавленного стекла, то здесь ее окончательно придавали уже остывшему сосуду при помощи шлифовки и гранения. Шлифованное стекло было толще венецианского, а масса - свободной от пузырьков. Эту технику усовершенствовал мастер Гаспар Лейманн, а затем его ученик Георг Шванхардт. Оба мастера работали в Праге в первой четверти XVII века, но после смерти своего учителя Шванхардт переезжает на родину, в Нюрнберг. Мастерство его наследовали сыновья Генрих и Георг.

Форма стеклянного резного бокала

Германия - бокал стеклянный с гравированным узором В конце XVII века чешские и немецкие мастера начинают работать уже на внешний рынок Это влечет за собой частую смену форм. Но наиболее распространенной формой становятся бокалы на высокой ножке в виде балясины, увенчанные крышкой. Ножка украшается гранением, на чашу наносится резной орнамент - ажурная композиция арабескового типа, пейзажи, сцены охоты, библейские и мифологические сюжеты. Массивные, с выразительной профилировкой контура сосуды из чешского и немецкого стекла, с виртуозно выполненным кружевным орнаментом, сверкающие крупными плоскостями гранения, ярко воплощают черты барокко - торжественную парадность и несколько приподнятую декоративность. Созданный этой эпохой новый вид декора был обусловлен особенностями материала. Работы чешских и немецких мастеров являются шагом вперед в развитии этой отрасли прикладного искусства. Они могут считаться несомненным достижением немецкого и чешского художественного ремесла этого периода.

Твердый фарфор Фридриха Бетгера

С наибольшим блеском и совершенством воплотились все особенности немецкого рококо в изделиях из фарфора, и по праву фарфор немецких мануфактур следует отнести к наиболее интересным и характерным отраслям европейского прикладного искусства XVIII века. Заслуга открытия способа производства твердого фарфора в Европе принадлежит Иоганну Фридриху Бетгеру, который, прежде чем овладел древним секретом китайцев, прошел длинный и извилистый путь поисков. Интересно, что к своему открытию, явившемуся, при всей его кажущейся простоте, одним из значительнейших открытий XVIII века, Бетгер пришел почти случайно или, во всяком случае, в результате не всегда зависевших от него обстоятельств. Ученик берлинского аптекаря, Бетгер совсем не думал о загадке, над которой ломало голову не одно поколение керамистов. Он задался целью найти способ получения золота при помощи философского камня. Наверное, он так бы и умер в безвестности, увеличив собою число бесплодных мечтателей и просто шарлатанов, если бы ему не пришлось покинуть родину, спасаясь от угрозы ареста. Он бежал в Саксонию, в Виттенберг. Но саксонский курфюрст, Август Сильный, любитель роскоши, тративший колоссальные суммы на украшение своих резиденций, приобретение произведений искусства и на костюмы, всегда нуждался в деньгах. Узнав об опытах Бетгера, он также решил его арестовать, чтобы воспользоваться результатами его поисков. Находясь в заточении и продолжая бесплодные опыты, Бетгер встретился с известным саксонским ученым Вальтером Эренфридом Чирнгаузом, физиком, математиком и минералогом, исследовавшим недра Саксонии. Чирнгауз принял в нем участие, направил на путь исследования способа получения фарфора. Успешное разрешение этой загадки, несомненно, должно было принести Бетгеру не меньше милости со стороны курфюрста, страстного любителя восточного фарфора, чем получение золота. То, что не удавалось до сих пор никому из европейцев и в том числе самому Чирнгаузу, удалось Бетгеру.

«Красная каменная масса» - один шаг до твердого фарфора

Германия - чайник красной каменной массы В 1708 году он добился получения «красной каменной массы» - керамического материала, состоявшего из глины и красной земли «болюса». В этом же году Бетгер открыл в Дрездене фабрику, где по рисункам придворного ювелира Ирмингера производились различные сосуды и даже пластика. Красная каменная масса очень тверда, после обжига изделия можно было шлифовать, полировать, украшать гравированным узором или эмалевыми красками, расписывать серебром или золотом. Сосуды из красной каменной массы, как правило, повторяли формы изделий из серебра и китайского фарфора. Но Бетгеру, не прекратившему дальнейших исследований, сопутствовала удача. В 1709 году он обнаружил в Ауе, недалеко от Дрездена, залежи каолина, позволившего ему впервые в Европе получить настоящий твердый фарфор, ничем не отличавшийся от китайского. По приказанию курфюрста в Мейссене, в крепости Альбрехтсбург в 1710 году была основана мануфактура и приняты меры предосторожности для сохранения в строгой тайне секрета производства. Возглавил новую мануфактуру сам Бетгер.

Первые изделия немецкого фарфора – подражание китайским образцам

Германия - ваза с росписью индианскими цветами Первые изделия немецкого фарфора - глазурованные белые, украшенные лепными цветами - подражали китайским образцам. Одновременно появились вещи, расписанные черным лаком, золотом и серебром. После смерти Бетгера, с 1720 года, на Мейссенской мануфактуре начинает работать талантливый живописец по фарфору Иоганн Грегор Херольд (1696-1775). Он перешел из основанной в 1718 году Венской фарфоровой мануфактуры и возглавил производство в Мейссене. Деятельность Херольда оказалась очень плодотворной, он добился усовершенствования фарфоровой массы, керамических красок и позолоты. Производство фарфора увеличилось, и много изделий уже шло на продажу. Популярность мануфактуры росла, расширялось число иностранных заказов. Ассортимент изделий был очень велик - сервизы, вазы, туалетные приборы, табакерки, черенки ножей и вилок, часы, фигуры и группы. Формы до 1740-х годов преимущественно заимствовались у китайского фарфора, фаянса и металлических изделий, - европейский фарфор лишь постепенно вырабатывал свой стиль. Роспись также подражала китайским и японским образцам, но Херольд и работавшие с ним живописцы подошли к своей задаче не механически, а с полным пониманием особенностей материала и всех его декоративных возможностей. К числу наиболее удачных в художественном отношении изделий этого периода относятся очень пластичные по форме большие вазы и бытовые изделия, украшенные по белому фону полихромной росписью, так называемыми индианскими цветами ярких, но гармоничных тонов. Виртуозно и уверенно нарисованные ветки и цветы свободно располагаются по поверхности сосуда, согласуясь с его формой, и сильным цветовым контрастом подчеркивают всю прелесть белого, покрытого блестящей глазурью, фарфора. Кроме подобной интерпретации китайских образцов, Херольд создает и более самостоятельные композиции типа шинуазри. Появляются исполненные золотом фигурки китайцев, а также полихромная роспись с изображением экзотических сценок на фоне пейзажа, обрамленных тонкими орнаментами в манере Берена. В это же время выпускаются изделия, покрытые цветным фоном, с росписью в резервах.

Поиск собственного стиля – «немецкие цветы»

Постепенно на Мейссенской мануфактуре вырабатывается вполне самостоятельный характер европейского фарфора. Пластичный в своей основе стиль рококо находит яркое выражение в прекрасных по форме сосудах, украшенных рельефным и живописным декором. В 1740-х годах распространяется ставшая вскоре очень популярной роспись «немецкими цветами» - отдельными, свободно разбросанными по поверхности сосуда или собранными в букеты тюльпанами, розами, гвоздиками. Все чаще начинают изображать тонко исполненные пейзажи и пасторальные композиции в орнаментальных обрамлениях. С приходом на мануфактуру в 1731 году скульптора Иоганна Иоахима Кендлера (1706-1775) формируется характер европейской фарфоровой пластики и наступает ее наивысший расцвет.

Пластика Кендлера – наивысший успех немецкого фарфора

Германия - кавалер в шлафроке и дама с веером Творчество Кендлера очень многогранно. Он моделировал большие фарфоровые фигуры животных для Японского дворца в Дрездене, сервизы, обильно украшенные фигурками и рельефными орнаментами. Но его главная заслуга заключается в создании многочисленных, чрезвычайно разнообразных по сюжетам фигур и групп, ставших одним из наиболее ярких достижений в области фарфоровой пластики. Ремесленники и музыканты, крестьяне и горожане, боги Олимпа и маски итальянской комедии, китайцы и аллегорические персонажи, кавалеры и дамы - вот неполный перечень интересовавших его сюжетов. Тонко и виртуозно промоделированные, полные динамики и в то же время чрезвычайно пластичные, они живо дают почувствовать аромат создавшей их эпохи, все особенности грациозного и веселого стиля рококо. Пластика Кендлера отличается большой декоративностью, прекрасным чувством материала, все особенности которого подчеркнуты превосходной и лаконичной росписью ярких сочных тонов. Фигуры и группы Кендлера пользовались всемирной известностью, им старались подражать на всех европейских мануфактурах. После 1760 года Мейссенская мануфактура постепенно вступает в период упадка. Стиль классицизма, с его суховатыми, лишенными пластичности формами, не способствует дальнейшему успешному развитию фарфора. Роспись изделий утрачивает декоративность, копируются античные орнаменты и даже картины известных мастеров. К этому следует прибавить снижение художественного качества фарфоровой пластики. Фигуры и группы поступившего на мануфактуру в 1764 году скульптора Асье отличаются измельченной детализацией моделировки и покрыты сплошной росписью, не выявляющей красоты материала.

Новые фарфоровые мануфактуры: успехи и неудачи

Германия - дама с веером Мода на фарфор после основания Мейссенской, а в 1718 году Венской мануфактуры (Австрия) достигла в Германии таких размеров, что каждый владетельный князь, не останавливаясь перед затратами, старался основать фарфоровое производство. Но на пути у них стояли значительные трудности, и долгое время Мейссен и Вена оставались единственными предприятиями твердого европейского фарфора. В 1745 году во время Силезской войны прусские войска, заняв Мейссен, похитили запасы каолина и вывезли некоторых рабочих. Однако этого оказалось недостаточным для основания мануфактуры в Пруссии, и Берлинская мануфактура была открыта лишь в 1751 году купцом Вегели. В 1757 году она временно прекратила свое существование. Ее деятельность возобновилась в 1761 году под руководством коммерсанта Гоцковского, но уже в 1763 году владельцем ее стал король. Изделия Берлинской мануфактуры отмечены ярко выраженным стилем рококо, и хотя после 1775 года стали заметными элементы классицизма, формы и декор рокайль исчезли окончательно лишь в самом конце XVIII века. В подражание Мейссену, посуду расписывали «немецкими цветами» и изображениями сцен в стиле Ватто - полихромными или исполненными одним цветом. Особенно хорошо удавалась в Берлине роспись пурпуром. Но кроме этого берлинские мастера смогли создать оригинальную трактовку орнамента рокайль, смыкавшуюся с чисто местной традицией архитектурного декора берлинских дворцов. Своеобразно и колористическое решение росписи, отличающейся чистыми, гармоничными тонами. Большое распространение имели орнаментальные фоны. На Берлинской мануфактуре были созданы несколько имеющих мировую известность сервизов, в которых проявились особенности немецкой трактовки стиля рококо. Талантливые скульпторы братья Мэйер создавали модели для многочисленных фигур, групп и больших настольных украшений, дополнявших сервизы. Кроме этих крупных мануфактур, в XVIII веке в Германии существовало множество более мелких. Все они в основном стремились подражать мейссенским изделиям, но благодаря талантливым мастерам и скульпторам-модельерам нередко создавали вполне оригинальные произведения. Фигуры и группы мануфактур в Хехсте, Нимфенбурге, Фракентале относятся к лучшим достижениям фарфоровой пластики XVIII века, являя пример поистине неисчерпаемого многообразия интерпретации рококо в этой отрасли декоративного искусства. Во второй половине XVIII века возникают мануфактуры в Лювигсбурге, Фульде и ряде других городов, а также в богатой лесами и сырьем Тюрингии.

Стеклоделие Германии: богемское рубиновое стекло

На всем протяжении XVIII века успешно продолжает развиваться и художественное стеклоделие. Формы сосудов становятся разнообразнее, менее массивны. В Силезии и Богемии особого совершенства достигает гравировка. Ранее бытовавшее расписное стекло сохраняет еще некоторое значение только как отрасль народного искусства. Еще в конце XVII века в Пруссии, в Потсдаме, алхимик Кункель (1630-1703) находит способ окраски стекла золотом, в результате чего получает великолепное, так называемое «рубиновое» стекло глубокого красного цвета. Сосуды из рубинового стекла - разнообразные кувшины, кубки, фляги, бокалы, кружки - украшались рельефной резьбой и гравировкой. Несколько тяжеловесные, но всегда оригинальные по форме, изделия из рубинового стекла относятся к лучшим достижениям немецкого стеклоделия.



4
Copyright © 2007 - 2017 Steklio фарфор - керамика - хрусталь