Художественное стеклоделие Западной Европы

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛОДЕЛИЕ
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII-XVIII вв.





Новости

 
 


Испания - стекло, фаянс, фарфор

Испания - Сосуд стеклянный Испанское стекло менее рафинировано и утонченно, чем произведения венецианских мастеров, но это в полной мере искупается оригинальностью, разнообразием и смелостью его форм, причудливым, чисто испанским декором, а также и близостью в своей непосредственной выразительности к образцам народного искусства. На юге, в Мурсии, Андалузии, Гренаде, стеклоделие сформировалось под воздействием мавританской культуры. На севере, в мастерских Каталонии, которая вела оживленную торговлю с итальянскими городами, рано стала ощущаться зависимость от венецианского стекла. Очень интересны сосуды, получившие распространение на юге, главным образом в Альмерии и Гренаде. Они сохранили свои особенности почти до наших дней, хотя производство их возникло еще в XIII столетии. Для XVII и XVIII веков наиболее характерным был кувшин с круглым туловом, высоким расширяющимся горлом и большим количеством лепных ручек, соединяющих верхнюю часть горла и тулово. Стекло Каталонии и Барселоны по технике производства и приемам декорировки близко итальянским образцам, однако формы сосудов значительно отличаются от венецианских и сохраняют национальную самобытность. К тому же некоторые разновидности изделий связаны с местными условиями жизни и обычаями. Например, только в Каталонии, где вино разбавляли водой, встречается такая форма, как комбинированный сосуд для вина и воды - кантир. Появление сосуда с несколькими отверстиями в виде носиков - альмарратха - было вызвано распространением в Каталонии обычая обрызгивать свою даму во время танца розовой водой.

Самобытность итальянских керамических сосудов

Испанская керамика, испытавшая сильное воздействие мавританской культуры, переживает расцвет в конце XV - начале XVI века. Покрытые золотистым люстром изделия мастерских Валенсии и узорные изразцы-ацулеи славились широко за пределами Испании, вывозились в Италию, Германию, Францию. В XVI веке возникает мастерская фаянсов в Талавере де ла Рейна около Толедо. Там производятся большие блюда, кувшины и сосуды в виде плодов и фигур животных. Роспись синей краской и фиолетовой (марганцем) находилась под влиянием валенсийских образцов. Заметное место занимают также блюда с полихромной росписью, подражавшей итальянским майоликам. В ХVII веке производство фаянсов в Талавере продолжается, но сосуды обретают большую самобытность. Их украшают написанные синим и желтым цветом, а также фиолетовым, очень выразительные изображения животных и птиц в орнаментальном обрамлении. Роспись, смело и своеобразно стилизованная, удачно согласуется с формой сосуда. В конце столетия появляются также изделия с исполненным в свободной манере синим орнаментом по белому фону. Подобное цветовое сочетание отчасти объясняется всеобщим увлечением дальневосточным (китайским и японским) фарфором. Фаянсы Талаверы ХVII века тем не менее отмечены ярко выраженным индивидуальным стилем.

Художественное стеклоделие: расцвет производства фаянса

Испания - Кувшин стеклянный с золоченым узором На всем протяжении XVIII века продолжают функционировать многие старые центры производства стекла, повторяющие, как правило, ранее возникшие и ставшие традиционными формы и декор. Но особого внимания заслуживает деятельность основанной в Ля Гранха де Сан Ильдефонсо стеклянной мануфактуры, ставшей в 1736 году королевской. Несмотря на то, что на этом предприятии работает много иностранных мастеров - немцев, французов, шведов, изделия сохраняют в большинстве случаев национальное своеобразие. Их формы и декор, воспринимая стилистические особенности, присущие стилю рококо и классицизма, становятся изящнее и отличаются большим мастерством исполнения. Стеклянная масса улучшается, сосуды украшаются не только росписью и позолотой, но и тонкой шлифовкой и гравировкой. Художественное стеклоделие относится к числу наиболее процветающих отраслей испанского прикладного искусства этого периода. Довольно успешно продолжается также производство фаянсов. Расцвет мастерских Талаверы заканчивается к 1720 году, и лишь в конце XVIII столетия снова наступает оживление их деятельности. Кроме Талаверы фаянсы изготовляются в Толедо, Мадриде, Сеговии и других городах. Особого значения достигает продукция мануфактуры, основанной в 1721 году в Алькоре в Валенсии. Во главе ее до 1737 года стоял марсельский керамист Жозеф Олери, поэтому в изделиях этого периода заметны связи с французским фаянсом, - в частности, появляются исполненные синей краской узоры в стиле Берена, правда, своеобразно интерпретированные. В дальнейшем в Алькоре работают в основном испанские мастера, и соответственно меняется стиль изделий. Блюда, кувшины, бритвенные тазы и другие сосуды украшаются стилизованным растительным орнаментом, выдержанным в традиционной для Испании гамме желтых, оранжевых, синих и зеленых тонов. Расцвет производства фаянсов в Алькоре продолжается до 1770-х годов.

Фарфоровая мануфактура в Буен Ретиро

Значительного художественного совершенства достигает во второй половине XVIII века производство фарфора на мануфактуре, переведенной Карлом III из Капо ди Монте в Буен Ретиро. Руководил мануфактурой работавший в Капо ди Монте Шепперс, модели для сосудов и пластики создавал скульптор Грикки. Почти вся продукция предназначалась для дипломатических подарков и украшения королевских дворцов. В Буен Ретиро, как и в Капо ди Монте, производили вещи огромных размеров. Так, в 1763-1765 годах фарфором - еще в стиле рококо - был отделан целый кабинет в Аранхуэсе. Фарфоровыми плитками с расписанными и рельефными изображениями амуров и различных аллегорических сцен была облицована комната в Эскориале. В этой, более поздней работе уже заметны некоторые черты классицизма. Окончательно побеждает новый стиль в изделиях, имитирующих белые на синем фоне рельефы Веджвуда. С 1764 года фарфор производился также на мануфактуре в Алькоре, но так как руководство осуществлялось немецким мастером Кристианом Книпфером, изделия подражали продукции Мейссена.



4
Copyright © 2007 - 2017 Steklio фарфор - керамика - хрусталь