Художественное стеклоделие Западной Европы

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛОДЕЛИЕ
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII-XVIII вв.




Каталог

       Коллекция BM
       Декоры
           Graphic
           Flowers
           Jewels
           Shells
           Animals
           Nautica
           Sun
           Carpets
           Games
   Sicis
   Trend
   Rose
       Gold Star Series
       Quartz Series A
       Quartz Series_S
       Rainbow Series_WA
       Petra Luxury
       Petra Acqueforti
       Petra Stones
       Petra Neohedonism
       Petra Acgueforti 3
   Mosaico+
       Dialoghi
       Novacrono
   Asarota
Керамическая плитка
   Impronta
       Коллекция N4
   Arkadia
   Cerdomus
   Brix
   Powergres
       Cement
       Eclat
       Gres di Cava
       Modex
       Seta
           Petracer`s
               Плитка Petracer`s Capitonne
           Panaria
               Плитка Panaria Aisthesis
               Плитка Panaria Le Gioie
               Плитка Panaria Exochic
           Mirage
               Плитка Mirage Fabrics
   Gambarelli
   Tagina
   Imola
   Lafaenza
   Ascot
       Absolute
       Pun
       Xo
       Luxury
       Timberlands
       Timber City
       Taiga
       Underground
       Caleidos
       Quintana
       Viaemilia
   Inax
Столешницы, подоконники, ступени
       Группа А
       Группа B
       Группа C

 
 


Италия - керамика, фаянс, фарфор, стекло, майолика

На протяжении трех с половиной столетий Италия не знала соперников в производстве художественного стекла. Окрашенные окислами металлов в синий, зеленый, фиолетовый цвета или бесцветные, но обвитые тончайшим переплетением филигранных нитей, венецианские сосуды отличались особой, только им присущей рафинированной и хрупкой красотой. Но в ХVII веке почти ничего нового в смысле форм и декора итальянские стеклоделы уже создать не могли. Изменения заключались в усложнении старых форм, в придании им еще большей изощренности. Объясняется это тем, что мастера эпохи Возрождения, владевшие в совершенстве своим искусством и прекрасно знавшие особенности материала, уже сумели извлечь все заложенные в нем возможности. Тонкое венецианское содовое стекло диктует пластичные формы и позволяет применить разнообразный декор, преимущественно лепной и филигранный, причем в последнем венецианские стеклодувы достигли виртуозности, доходящей до грани фантастики.

Упадок производства стекла

Но состав венецианского содового стекла исключал возможность массивных форм и резного декора, свойственного производившемуся уже в ХVII веке в Богемии поташно-известковому стеклу, более толстому, прозрачному и блестящему. Поэтому для изготовления новых по стилю вещей требовалось изменение технологического процесса производства, что в силу ряда причин сделать было трудно. Кроме укоренившихся навыков, этому препятствовал характер сырьевых ресурсов - в венецианское стекло входил не поташ, получавшийся из древесной золы, а сода, добывавшаяся из золы прибрежных растений. В ХVII веке с венецианских сосудов исчезает роспись, делаются попытки наладить гравировку узоров, однако невозможность получить соответствующие требованиям нового стиля более массивные формы, применить шлифовку и резной декор, а также конкуренция со стороны имевшего большой успех и широкое распространение немецкого, богемского, а затем и английского стекла приводят некогда блестящее производство к упадку.

Венецианские зеркала и люстры

Следует отметить, что художественный застой, наблюдавшийся в производстве сосудов, компенсировался успехами, достигнутыми в изготовлении люстр и зеркал. Венецианские люстры с фантастическими цветами и листьями, сделанными как из бесцветного, так и из цветного или опалового стекла, дополненные сверкающими гранеными подвесками из горного хрусталя, славились далеко за пределами Италии. Именно в этой отрасли стеклоделия проявились основные черты итальянского барокко - причудливая игра форм, бесконечное многообразие растительных и орнаментальных мотивов, яркая полихромность. Не менее значительной отраслью экспорта были и венецианские зеркала с тонкой, мастерски выполненной, сюжетной и орнаментальной шлифовкой и гравировкой, а в ХVIII веке и полихромной росписью.

Керамика Фаэнца

Расцвет итальянской керамики, так же как и стеклоделия, закончился в ХVI веке, но, несмотря на это, производство майолики в ХVII веке продолжается, и одним из основных керамических центров является город Фаэнца. Прекрасные по форме сосуды покрывались непрозрачной оловянной глазурью, белизне и качеству которой придавалось особое значение, так как роспись на изделиях Фаэнцы занимала уже незначительное место. В большинстве случаев желтой и синей краской в беглой, эскизной манере изображались гербы заказчиков или фигурки путти. Аналогичное явление наблюдалось и в Деруте. Покрытые зеленой или коричневой глазурью сосуды почти лишены росписи или имеют скромный растительный орнамент. В Сиене в этот период производят главным образом узорные изразцы для пола. Высокий уровень сохраняет производство майолики в Венеции. Очень пластичны по форме сосуды с декоративным крупнолистным растительным орнаментом, исполненным в синих тонах. Стиль барокко особенно ярко сказывается в группе венецианских майолик, украшенных рельефными орнаментальными завитками, маскаронами и изображениями путти, или пейзажной росписью, выдержанной, как правило, в коричневых, желтых и синих тонах. Однако наиболее интересные образцы майолики производились не в старых, прославленных керамических центрах, а в Кастелли, маленьком городке Неаполитанского королевства. Еще в XVI веке там изготовляли майолики типа фаэнтинских. Но местные мастера долгое время не могли добиться получения синего и зеленого цветов, которыми славилась роспись сосудов Фаэнцы, и в их изделиях сначала преобладали желтые оттенки. В Кастелли в ХVII веке работают Капелетти, Фратичелли, Сетто, Джентиле, а также прославленная династия живописцев по фаянсу Груэ. Ее основателем был Франческо Антонио Груэ (1618-1673), но расцветом производства и приобретением широкой известности Кастелли обязано Карло Антонио Груэ (1655-1733). Фаянсы Кастелли отмечены своеобразной прелестью и определенной художественной индивидуальностью, выразившейся в большой тонкости, камерности изделий. Тон росписи сосудов и декоративных плакеток Кастелли светлый, красочная гамма строится на сочетании бледно-желтых, оранжевых, охристых, а также синих, нежно-зеленых, сиреневых и коричнево-марганцевых цветов. Наряду с мифологическими сюжетами очень часто встречаются библейские и особенно пейзажи, причем обычно изображаются архитектурные памятники и руины. Несмотря на почти миниатюрный характер, роспись исполнялась легко и свободно.

Фаянсовая посуда Италии

Ваза фаянсовая Во многих городах Италии в ХVIII веке изготавливается Фаянсовая посуда. Однако производство фаянсов по своему объему и художественному значению во многом уступает Франции, Англии и Голландии. Функционируют некоторые старые керамические центры. Сохраняет свое значение и Кастелли, где в первой половине XVIII века работает наиболее талантливый представитель семейства Груэ Франческо Антонио (1686-1746). Фаянсы Кастелли продолжают традиции, выработанные в ХУII веке, их роспись все так же отличается светлой, нежной желто-зеленой гаммой; сюжеты заимствуются преимущественно из мифологии, хотя на изделиях Аурелио Груэ встречаются сельские сцены и изображения животных. В связи с распространением фарфора появляется тип фаянсов, подражающих по форме и росписи фарфоровым изделиям. Основными центрами их производства были Савона и Генуя. В Савоне изготовлялись белые тарелки, блюда, кувшины, покрытые беглой, как бы эскизной, синей росписью, изображавшей пейзажи, фигурки амуров, растительные мотивы. В Генуе синяя роспись отличалась более темным тоном и тщательным исполнением. Очень изящные по форме сосуды со своеобразно интерпретированным рельефным орнаментом рокайль и полихромной росписью делались в Венеции.

Фарфоровые фабрики мягкого и твердого фарфора

В 1720 году в Венеции была открыта первая в Италии фарфоровая мануфактура. С помощью немецкого керамиста Гунгера удалось наладить производство твердого фарфора, используя массу, похищенную на Мейссенской мануфактуре. Фарфоровые изделия расписывались орнаментом в стиле Берена или украшались полихромной росписью с изображением китайцев. Одновременно с Гунгером ювелир Вецци открыл в Венеции фабрику, производившую твердый фарфор, но уже в 1740 году она закрылась. В 1764 году в Венеции возникает третья фабрика Джеминиано Коцци, вырабатывавшего также и мягкий фарфор. Его изделия отличались большим разнообразием, роспись часто исполнялась красной краской. Более интересной и значительной в художественном отношении была деятельность фабрики, основанной в 1735 году маркизом Карло Джинори в местечке Доччиа, около Флоренции. Ее расцвет наступил в середине XVIII века. В формах и росписи скульптуры и сосудов этого предприятия чувствуется общее в то время стремление подражать изделиям Мейссена. Данью классицизму явилось появление фигур из бисквита, повторяющих античные образцы. В 1743 году Карл III, король Неаполя и Сицилии, создает фарфоровую мануфактуру около Неаполя, в Капо ди Монте. Несмотря на то, что там производился мягкий фарфор, многие изделия отличались очень большими размерами. Так, для королевских дворцов изготавливались огромные вазы, фигуры и даже детали архитектурного оформления дворцовых залов. Живописец и резчик по камню Джиованни Казелли, работавший в Капо ди Монте, моделировал посуду с рельефным расписным декором, изображающим морские и мифологические сюжеты. Яркой индивидуальностью отмечена пластика Капо ди Монте - персонажи итальянской комедии дель арте, народные типы, мифологические божества полны движения, роспись их прекрасно подчеркивает природную красоту материала. В дальнейшем, когда Карл III стал королем Испании, он перевез фабрику из Капо ди Монте в Буен Ретиро, около Мадрида. К XVIII веку период расцвета итальянского стекла остался уже далеко позади. Еще в предшествующем столетии Италия уступила в этой области первенство другим европейским странам.



4
Copyright © 2007 - 2017 Steklio фарфор - керамика - хрусталь