Художественное стеклоделие Западной Европы

МОЗАИЧНОЕ ИСКУССТВО




Мозаика в интерьере

Темы и сюжеты мозаики
Мозаика Центральной Америки
Мозаика Западной Европы
Мозаика и ислам
Декор в исламской архитектуре
Купол Скалы
Мечеть Омейядов в Дамаске
Хербет эль-Мафгар
Мечеть в Кордове
Керамическая мозаика в исламской архитектуре
Техника керамической мозаики
Мозаика Египта, Сирии, Турции
Современные мозаики в Мексике
Мастерская семьи Пердомо
Первая смальтовая фабрика
Мозаичисты и художники студии



Новости

 
 


Мозаики метрополитена Ленинграда

Мозаика на станции метро Маяковская в Санкт-Петербурге В 2010 году исполнится 55 лет метрополитену Санкт-Петербурга. Возможность строительства подземной железной дороги в столице России обсуждалась еще в конце XIX века. Однако коллизии первой половины следующего столетия - мировые войны и революция отодвинули реализацию этой идеи на многие десятилетия. Сначала метрополитен появился в Москве, а 15 ноября 1955 года состоялось торжественной открытие первой линии метро в Ленинграде. К началу 2009 года петербургский метрополитен объединяет 63 станции пяти линий. Это самый северный метрополитен в мире, большинство станций которого имеют самое глубокое заложение (от 50 до 75 метров).

Оформление станций метрополитена изначально задумывалось как «документ», прославляющий общество, строящее социализм и коммунизм. Их «дворцовый» характер запечатлел особенности развития культуры государства. Дух и стиль разных эпох выражен здесь со всей полнотой. В художественном решении ленинградских станций 50-х гг. акцент делался на двух важнейших событиях истории государства - революции и Отечественной войне с Германией. Вполне естественно, что когда в тридцатые и сороковые годы разрабатывались первые стации, приоритет оставался за изображениями Иосифа Сталина. Его смерть и последующие изменения хрущевского времени внесли коррективы. От обилия живописных и скульптурных композиций, посвященных вождю, сегодня можно видеть лишь небольшой барельеф на одной из станций первой линии.

Мозаика на станции метро Дыбенко Однако известно, что станцию «Нарвская» украшало большое мозаичное панно «Сталин на трибуне» работы тогдашнего президента Академии художеств СССР Александра Герасимова. После разоблачения культа личности вождя на ХХ съезде Коммунистической партии мозаику закрыли. Это был один из крупнейших заказов, выполненных тогда мозаичной мастерской Академии художеств СССР для метрополитена Ленинграда. Однако в нем предельно ясно воплотилась не только официальная идеология того времени, но и высокий уровень искусства мозаики, который сохранялся в мастерской еще с дореволюционных пор.

Напомним, что мастерская была создана в середине XIX века для перевода живописных религиозных композиций убранства Исаакиевского собора в мозаику. Именно в этой мастерской набирались практически все полотна для метрополитена Москвы 1940-1960-х гг. и мозаики Ленинграда. Нельзя забывать, что даже в тяжелые блокадные дни здесь продолжалась работа под руководством знаменитого Владимира Фролова, частная мастерская которого еще в начале ХХ века создала уникальный комплекс мозаик храма Спаса на Крови.

Вторая половина 1950-х гг. внесла некоторую корректировку в тематический круг произведений. В мозаиках этого время образ В. Ленина сменил И. Сталина. И сегодня в переходе станции «Площадь Ленина» (Финляндский вокзал) можно видеть огромное мозаичное изображение вождя революции в рост. Эта мозаика, как и панно верхнего вестибюля станции «Владимирская», - свидетельство новых веяний в искусстве мозаики. Их авторы А. Мыльников, А. Королев и другие - художники академического круга. А. Мыльников уже тогда возглавлял мастерскую монументальной живописи Института им. И.Е. Репина Академии художеств СССР.

Живописный строй этих панно характеризует ярко выраженная декоративность, мажорность колористического звучания. Мозаика на станции «Владимирская» - пример свойственной для советского искусства темы радости и изобилия, но формально она решена уже иначе. Впервые был использован золотой фон, отдаленно напоминающий опыт искусства мозаик Древней Руси. Иная техника набора была использована и на станции «Балтийская» (художники Г. и И.Рублевы) Здесь впервые мозаика была выложена не смальтой, а из кусочков мрамора и цветных камней. Композиция панно, посвященная легендарному крейсеру «Аврора», выстрелы которого возвестили начало революции, фактически воскресила забытую в России технику старых итальянских мастеров - флорентийскую мозаику.

Мозаика в метро Ленинграда Мозаики этих первых станций ленинградского метрополитена заложили основу для дальнейших поисков и развития искусства мозаики в России в следующие десятилетия. Постепенно время меняло и тематический ряд, и характер взаимодействия мозаик со зрителем. Менялся и способ сосуществования мозаик с архитектурой. Теперь панно как форма большой картины в интерьере соседствует или уступает место мозаикам, которые фактически «одевают» архитектуру, становясь ее неотъемлемой частью. Исторический контекст теперь охватывает не только хорошо известные, освоенные темы, но и времена давно ушедшие. Даже если еще и появлялись работы, навеянные революционным прошлым, то решались они по другому. Многоплановость, символичность и ассоциативность образных характеристик и событий - особенность мозаик ленинградского-петербургского метро 80-90-х гг., созданных художниками С. Репиным, Н. Фоминым, И. Ураловым и В. Суховым (группа ФоРУС). Поиски обобщения, тонкая колористическая разработка, удачная соотнесенность с архитектурным решением, использование в наборе не только смальты, но и естественных камней характерны для станций, оформленных ими: «Улица Дыбенко», «Озерки», «Достоевская», «Крестовский остров».

Последней крупномасштабной мозаикой метрополитена Ленинграда, осуществленной непосредственно перед распадом СССР, стало панно «Александр Невский» (60 кв. м). Сложная динамика многофигурной композиции и насыщенность цветового решения убедительно раскрывают атмосферу сражения. Ее автору (А. Быстрову) принадлежит и последний крупный заказ Мозаичной мастерской Академии художеств СССР - мозаики станции «Спортивная».

Они стали значительным явлением в мозаичном искусстве России. Впервые в отечественном искусстве тема спорта решалась в рамках сюжетов античности. Их колорит построен на особом звучании белого в контрасте с ярким красным (кадмием), коричневым и золотым. Для этих мозаик было составлено и специально сварено более 500 оттенков. Только в одном белом можно встретить разные оттенки от холодного, «зимнего», до теплого, «топленого». Известно, что результат варки не всегда предсказуем. Небольшой сбой в пропорциях и температурах может дать интересный для художника вариант цвета. Эти, по определению мастеров «наводящиеся» цвета могут обогатить палитру. Именно для этой цели при создании «Спортивной» делалось много дополнительных проб варок.


Copyright © 2007 - 2012 Steklio
 
Копирование материалов - только при согласовании и указании активной ссылки на сайт